43 тысяч детей живут надеждами на спасение и заботу. Save the Children опубликовал новый отчет, посвященный детям и женщинам, которые живут в лагере “Аль-Холь” на северо-востоке Сирии, в этом же лагере находятся и кыргызстанцы. По данным Save the Children, на июнь 2020 года в «Аль-Холе» проживают 65 тысяч человек, из которых 55 тысяч это сирийцы и иракцы, а остальные 10 тысяч иностранные граждане. Более 70 процентов жителей лагеря моложе 18 лет. Поэтому лагерь “Аль-Холь” можно назвать самым большим лагерем юных беженцев и переселенцев в Сирии.
В лагере «Аль-Холь» проживают 43 тысяч детей, которым по-прежнему требуется образование, питание, психологическая и социальная поддержка. Save the Children опасаются вспышки коронавируса в лагере, потому что гуманитарный кризис в “Аль-Холе” может иметь катастрофические последствия, потому что у детей в лагере ослабленная иммунная система из-за плохих условий проживания.
Действующая медицинская служба в лагере сильно перегружена и она не сможет адекватно реагировать в случае вспышки коронавируса, что еще больше ограничит доступ детей к медицинской помощи. В Save the Children опасаются, что дети могут потерять своих родителей и опекунов из-за вируса, оказавшись в еще более уязвимой ситуации.
Все общие меры, предпринимаемые правительствами разных государств по сдерживанию коронавируса сказываются на интенсивности гуманитарных поставок, в частности продовольствия в эти лагеря, что ведет к росту недоедания среди детей. Очень часто дети едят только хлеб и воду. Женщины жалуются, что продукты им выдают как поощрение и за лояльность.
Последствия COVID-19 для жителей лагеря, в особенности для детей могут иметь катастрофические последствия. Помимо ограниченного доступа к базовым услугам есть риск социальной стигматизации зараженных, в особенности детей. Эксперты не исключают и влияние стресса у детей из-за смерти, разлуки, болезни и страха перед нею. Из-за большой скученности людей в палатках возникают серьезные проблемы с обеспечением физической дистанции в случае болезни.
Другой проблемой является то, что дети в такой ситуации становятся уязвимыми для вербовки и сексуальной эксплуатации. Поскольку сокращение услуг по защите детей и ограниченная способность персонала по защите детей повышает их уязвимость.
Десятки тысяч иностранных и сирийских детей, переживших войну в Сирии и Ираке нуждаются в специализированной помощи, чтобы оправиться от шока пережитого и вернуться к нормальной жизни. Риски и опасности, которые предосторегают детей в этих лагерях только усугублены пандемией.
В другом лагере под названием “Рож”, где также есть иностранцы, проживают 943 ребенка и 420 женщин из других стран. Многие из них находятся там с 2017 года, в ожидании решений правительств своих родных стран. Согласно общедоступным сведениям в этих лагерях находятся дети из Афганистана, Албании, Алжира, Австралии, Австрии, Азербайджана, Бангладеш, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Канады, Китая, Дании, Египет, Франции, Грузии, Германии, Индонезии, Ирака, Ирландии, Италии, Иордании, Казахстана, Косово, Кувейта, Кыргызстана, Ливана, Ливии, Македонии, Малайзии, Марокко, Нидерланды, Норвегии, Пакистана, Португалии, России, Саудовской Аравии, Республика Сейшельские Острова, Сомали, Южной Африки, Испании, Судан, Швеции, Швейцарии, Сирии, Таджикистана, Тринидад и Тобаго, Туниса, Турции, Туркменистана, Украины, Великобритании, США, Узбекистана и Йемен.
До конца 2019 года около 750 человек смогли вернуться домой, в основном это были европейские страны. 77 ребенка без сопровождения взрослых проживают в трех центрах временного ухода, управляемых гуманитарными организациями. Такие несопровождаемые и разлученные дети сталкиваются с серьезными проблемами, не имея никаких документов, ни опекунов. Нередки случаи когда имя и даже гражданство такого ребенка регистрируется на основании свидетельств бывших соседей или лиц, утверждающих, что знали семью ребенка. Все это сильно затрудняет проверку данных ребенка.
Save the Children призывает правительства тех стран, которые упомянуты в этом исследовании вернуть детей домой в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Несмотря на то, что сейчас в условиях пандемии авиаперевозки сильно ограничены, дипломаты некоторых стран находят альтернативные пути для возвращения своих граждан, в основном детей и женщин.
Маленькая Надя очень горда, что может научить читать и писать своих младших братьев и сестер. Она открыла свою “школу” на обратной стороне палатки, где обучают остальных детей всему, чему научилась сама в гуманитарных организациях. “Моя мама очень сильно боролась за меня, чтобы меня не выдали замуж. Еще я хочу к бабушке. Мама говорит, что у нее самое лучшее в мире клубничное варенье”, — улыбаясь сказала маленькая героиня Надя. Смогут ли эти 43 тысяч детей увидеть своих бабушек и дедушек в этом году? Все в руках взрослых, заседающих в правительствах.
Текст: PreventionMedia
Фото: Юный беженец в лагере «Аль-Холь». Zaman Al Wasl